СПРАВОЧНИК ЗООСПРАВКА

 

/

Заключение МЭР на предложения МСХ

 
Архив справочника
   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия на проект федерального закона

"О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"

24 января 2011 г.

27.01.2011


     Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 60(1) Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. № 260, рассмотрело проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее – законопроект).
     Законопроект разработан во исполнение пункта 18 Плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых федеральными органами исполнительной власти, в сфере сельского хозяйства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 299-р (далее - План), согласно которому предусматривается внесение изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – Кодекс) в части уточнения составов правонарушений и усиления административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии.
 

     Согласно представленной пояснительной записке принятие законопроекта позволит снизить факторы риска распространения болезней животных, а также повысить ответственность организаций и граждан.


     Основная цель введения административной ответственности – обеспечение выполнения гражданами и юридическими лицами предусмотренных законодательством обязанностей, запретов и ограничений в сфере ветеринарии.

 

     Состав таких обязанностей, запретов и ограничений в соответствии с пунктом 17 Плана предполагается определить федеральным законом о совершенствовании правового регулирования в сфере ветеринарии. Проект указанного федерального закона (далее – законопроект о ветеринарии) направлялся в Минэкономразвития России на заключение об оценке регулирующего воздействия письмом Минсельхоза России от 18 ноября 2010 г. № АП-25-19/11572.

 

     Изменение законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях должно сопровождаться не только усилением административной ответственности, но и уточнением составов административных правонарушений, их дифференциацией в зависимости от субъектов правонарушений, опасности несоблюдения тех или иных правовых предписаний и последствий такого несоблюдения. Уточненные составы должны терминологически соотноситься с правовыми предписаниями и быть весьма конкретными.
 

     Между тем, предлагаемые законопроектом составы правонарушений носят общий характер, не соотносятся с конкретными обязанностями граждан и юридических лиц, которые предполагается закрепить законопроектом о ветеринарии. Предусмотренные законопроектом составы правонарушений не позволяют разграничить их на материальные и формальные и дифференцировать их в зависимости от опасности несоблюдения тех или иных правовых предписаний и последствий такого несоблюдения.
 

     Так, например, в проектируемой статье 10.81 "Нарушение ветеринарных требований к разведению, выращиванию, содержанию и кормлению животных" (далее – проектируемая статья 10.81) не сформулированы составы правонарушений в отношении требований к разведению, выращиванию, кормлению животных; необоснованно объединены в части 1 составы правонарушений, являющиеся разными по содержанию и последствиям несоблюдения установленных требований (в частности, объединены правонарушения, связанные с несоблюдением ветеринарных требований к содержанию животных, несоблюдением требований при строительстве, реконструкции и эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, где содержится животное (животные), несоблюдением требований к перевозке животных и к местам реализации животных).
 

     Необоснованно включены в проектируемую статью 10.81 составы правонарушений, связанные с нарушением требований к перевозке животных, в то время как нарушения требований к перевозке подконтрольных товаров, к которым согласно терминологии законопроекта о ветеринарии относятся, в том числе и животные, рассмотрены в проектируемой статье 10.84 "Нарушение ветеринарных требований к перевозке подконтрольных товаров".


     В части 2 проектируемой статьи 10.81 не ясно особое рассмотрение нарушения правил содержания продуктивных животных и непродуктивных сельскохозяйственных животных, предусматривающего такие же административные санкции, как и за нарушение ветеринарных требований к содержанию животных (часть 1 проектируемой статьи 10.81), при условии, что с точки зрения законопроекта о ветеринарии правила содержания животных включают в себя отдельные требования в отношении содержания продуктивных животных и непродуктивных сельскохозяйственных животных.
 

     Кроме того, установление в проектируемой статье 10.81 в отношении владельцев животных (лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц) санкции в виде административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток может привести к тому, что владельцы животных в течение периода исполнения наказания не смогут обеспечивать соответствующее содержание собственных животных. Возможность введения такого административного наказания требует дополнительного обоснования.
 

     В проектируемой статье 10.8 не ясно соотнесение отдельных положений указанной статьи с положениями других статей Кодекса. Так, административная ответственность за нарушение требований к производству, хранению и реализации продукции животного происхождения (например, молока) может устанавливаться как в соответствии с частью 1 проектируемой статьи 10.8, так и в соответствии с другими статьями Кодекса, например, статьей 14.4 Кодекса, предусматривающей административную ответственность в связи с продажей товаров ненадлежащего качества или с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил. Кроме того, при не проведении субъектом предпринимательской и иной деятельности ветеринарно-санитарной экспертизы производимой продукции животного происхождения административная ответственность, согласно законопроекту, может устанавливаться как в соответствии с частью 1 проектируемой статьи 10.8, так и в соответствии с проектируемой статьей 10.86.
 

     В части терминологии законопроект не всегда соответствует положениям законопроекта о ветеринарии. Используемые в проектируемых статьях законопроекта термины "режим карантина", "карантинные болезни", "деятельность по выдаче ветеринарных сопроводительных документов", "внешний ветеринарный надзор" не имеют соответствующих аналогов в законопроекте о ветеринарии. Проектируемой статьей 10.7 предполагается введение административной ответственности за сокрытие сведений о случаях обнаружения болезней, подлежащих уведомлению, в то время как законопроект о ветеринарии не устанавливает ни перечень болезней, подлежащих уведомлению, ни порядок уведомления о таких болезнях. Установление административной ответственности за нарушение порядка, законодательно не установленного, представляется некорректным.
 

     В связи с неоднозначным определением в законопроекте о ветеринарии ветеринарной деятельности, к которой предлагается отнести любую деятельность в области ветеринарии, осуществляемую как гражданами, юридическими лицами, так и органами публичной власти и их должностными лицами в области ветеринарии, включая контроль (надзор), составы правонарушений при осуществлении ветеринарной деятельности представляются не ясными (проектируемая статья 10.86).
Законопроектом предлагается дополнить Кодекс новой статьей 10.85, предусматривающей административную ответственность в случае ввоза на территорию Российской Федерации или вывоза с территории Российской Федерации подконтрольных товаров с нарушением требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
 

     По мнению Минэкономразвития России, дополнение Кодекса данными составами административных правонарушений может привести к конкуренции норм в связи с тем, что ответственность за указанные правонарушения предусмотрена в подготовленном Федеральной таможенной службой проекте федерального закона.
 

     Проект федерального закона в части 1 статьи 16.3 Кодекса предусматривает ответственность за несоблюдение установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или территории Российской Федерации. В связи с тем, что в соответствии со статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза к запретам и ограничениям относятся, в том числе ветеринарные требования, лица, нарушившие такие требования при ввозе товаров на территорию Российской Федерации или вывозе с территории Российской Федерации, будут подлежать административной ответственности на основании части 1 статьи 16.3 Кодекса.
Часть 3 предлагаемой в законопроекте статьи 10.85 предусматривает ответственность за транзит подконтрольных товаров без разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации. Считаем, что включение данного состава правонарушения в Кодекс нецелесообразно в связи со следующим.
 

     Согласно статье 216 Таможенного кодекса Таможенного союза условием помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является представление в отношении товаров документов, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов. В связи с этим, а также учитывая, что разрешение Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации является документом, подтверждающим соблюдение ветеринарных ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, его отсутствие, если оно требуется в соответствии с законодательством, сделает невозможным перемещение товаров по территории Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Следовательно, правонарушение, предусмотренное частью 3 проектируемой статьи 10.85 (транзит подконтрольных товаров без разрешения Главного государственного ветеринарного инспектора Российской Федерации), не может быть осуществлено в условиях действующего таможенного законодательства.
При этом транзитное перемещение подконтрольных товаров по территории Российской Федерации без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если такое помещение обязательно в соответствии с таможенным законодательством, будет нарушением таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена в главе 16 Кодекса.
 

 

     Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждение дел об административных правонарушениях, предусмотренных в главе 16 Кодекса, отнесено к компетенции таможенных органов, законопроект требует согласования с Федеральной таможенной службой.
     Дополнения в статью 3.5 Кодекса, предусматривающие возможность установления административного штрафа за нарушение законодательства Российской Федерации в области ветеринарии для граждан и должностных лиц с превышением размеров административных штрафов, установленных статьей 3.5 Кодекса, представляются неконкретными и неоднозначными.

     Во-первых, нуждается в дополнительной конкретизации формулировка "за нарушение законодательства Российской Федерации в области ветеринарии".

     Во-вторых, избранное (в области ветеринарии), чрезмерное усиление административной ответственности до ста тысяч рублей для граждан и должностных лиц может привести к эффекту отсутствия действия вводимых норм в связи с неспособностью указанными лицами компенсировать высокие административные штрафы. Также из предлагаемых дополнений в статью 3.5 Кодекса не следует, что указанные размеры административного штрафа будут применяться при нарушениях ветеринарных требований, установленных нормами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.
     Кроме того, в части 1 проектируемой статьи 10.6 допущена редакционная ошибка в сумме административного штрафа, налагаемого на юридических лиц: "от четырех пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей". Вероятно, имелись в виду суммы "от четырехсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей".

 


     Таким образом, законопроект содержит предложения по установлению административной ответственности за правонарушения, составы которых четко не определены и не дифференцированы в зависимости от их тяжести и последствий несоблюдения правовых предписаний. Это не соответствует целям предлагаемого правового регулирования, определенным пунктом 18 Плана, и на практике приведет к неоднозначному применению соответствующих положений, возложению ответственности, не пропорциональной совершенному действию (бездействию).

 

     В связи с изложенным, принятие законопроекта приведет к установлению административных и иных ограничений для субъектов предпринимательской и иной деятельности или будет способствовать возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.

 

 

 

 

 
 

 

 

 
Каталог торговых марок и предприятий зообизнеса

© ООО "ЗооСправка"

Рейтинг@Mail.ru